IPO в России: новые тенденции
По результатам исследования Thomson Financial, российские компании заняли третье место в мире по объемам первичных размещений акций на биржах (IPO), проведенных в первом полугодии 2007 года. Они провели около 10 первичных размещений, при этом IPO банка ВТБ на 7,9 миллиарда долларов стало крупнейшим в мире, обеспечив почти половину совокупного результата российских компаний. Вторым по объему IPO в России в 2007 году стало IPO Сбербанка, который привлек в ходе публичного размещения $3 235,8 млн.
Во многом, усиление позиций России на рынке IPO можно объяснить профессионализмом консультантов. И, по данным Международного Кадрового Агентства «Виват Персонал», сейчас рынок консалтинговых услуг по сопровождению компании на первичном размещении растет стремительными темпами. Не секрет, что основные игроки на этом рынке в России – компании «Большой четверки», на услуги которых в области IPO в 2006 году пришлось более $1 млрд. Однако, все больше компаний предпочитают создавать штатные команды для большей гибкости и оперативности.
По данным «Виват Персонал», в штатную команду могут входить руководитель IPO проекта, специалист по стратегическому планированию, юрисконсульт, инвестиционный аналитик, специалист по корпоративным финансам, специалист по трансформированию финансовой отчетности под стандарты GAAP или МФСО, PR-специалист, IR-специалист. Количество сотрудников зависит от масштаба и уровня компании. Сейчас, например, идет тенденция к созданию собственных IR-отделов внутри предприятия, которые могут включать от 3 до 5-7 специалистов. Особенно четко эта тенденция проявилась в банковском секторе, что говорит о необходимости их оказывать услуги по коммуникативному сопровождению IPO своих клиентов. Именно этим определяется то, что банки не прибегают к услугам внешних консультантов по коммуникациям. Но, тем не менее, это не помешало Сбербанку провести одно из крупнейших IPO.
При этом не только банки создают собственную IR-структуру. По данным, кадрового агентства «Виват Персонал», 5 компаний разных секторов экономики, выходящих на IPO в 2006 году не прибегали к внешнему коммуникативному консалтингу, а значит содержали внутренних IR-специалистов. И такой частичный отказ от внешнего консалтинга не помешал провести IPO успешно.
Но, стоит отметить, что подобная тенденция – делегирование части функций по сопровождению IPO штатным сотрудникам - позволяет сокращать затраты. Если полное сопровождение IPO в консалтинговой компании оценивается суммой 7-10% от его стоимости, то при передаче на аутсорсинг только части функций возможно сократить эту стоимость до выплаты заработной платы сотрудникам (которая в разы меньше гонорара консультантов) и почасовой оплаты внешнего консалтинга.
Конечно, все проекты IPO разные: кому-то, как компании «Мечел» нужен будет блок PR/IR, кому-то финансовый блок, группа компаний «Разгуляй» сделала упор на юрисконсульта и финансиста, в СУАЛе это был внутренний аудитор, в Евросети – специалист по МСФО.
Сколько же стоит квалифицированный специалист? Здесь речь идет о тысячах и даже десятках тысяч долларов. Но это диктуется современным состоянием рынка: узкий профиль специалистов, превышение спроса над предложением, соответствие резюме требованиям должности на 30%, наличие долгосрочных контрактов и обязательств уже работающих сотрудников, развитая система мотивации, единичные игроки предлагающие подбор кандидатов на фоне общей активности узкопрофильных консалтинговых компаний.
Конечно, для создания команды нужны профессионалы, которых очень мало на рынке труда. Поэтому каждый претендент должен пройти жесткий критический отбор. Но основной упор, по мнению экспертов Международного Кадрового Агентства «Виват Персонал» нужно делать не столько на общий опыт работы и образование, а на опыт успешного IPO.
Если проранжировать специалистов по их ценности, то наиболее «дешевым» будет человек, который прошел только часть этапа в компании, выходящей на IPO, далее будет тот, кто знает 1 этап в компании полностью, далее тот, кто прошел всю процедуру IPO в компании, еще выше будут специалисты, которые работали или у внешнего консультанта, или в банке-андеррайторе.
Где же брать профессионалов для команды IPO, если специально подготовке к IPO не учат и не «натаскивают» (кроме краткосрочных тренингов, которые ничего не стоят без практики)? Единственный и наиболее действенный способ - Executive search (прямой поиск среди уже работающих в других компаниях специалистов). К источникам поиска можно отнести компании, которые выходили на IPO и там есть специалисты, которые активно работали с консультантами и смогли у них обучиться; компании, которые участвовали в сделках M&A; специалисты из консалтинговых компаний, бирж, банков-андеррайтеров, специалисты, входящие в профессиональные ассоциации (например, Объединение специалистов по связям с инвесторами). Если же компания работает на региональном рынке, то ей придется привлекать специалистов, в основном, из Москвы и Санкт-Петербурга, так как сфера IPO в регионах еще мало развита.
Статистика возможности поиска специалиста для команды IPO:
Должность Москва Санкт-Петербург Регионы
Руководитель IPO проекта. Есть Очень мало Нет
Юрисконсульт Есть Очень мало Практически нет
Инвестиционный аналитик Есть Очень мало Единицы, опыт не достаточен
Специалист по корпоративным
финансам Есть Очень мало Единицы, опыт не достаточен
Специалист по трансформации
финансовой отчетности под
стандарты GAAP или МСФО Есть Есть Есть
Специалист по
стратегическому планированию Есть Есть Есть в крупных холдингах
PR-специалист Есть Есть Есть
IR-специалист Есть Нужно «доращивать» Нет
Возможно, проект «переманивания» команды или отдельного специалиста выглядит фикцией, но он реален, так как многие регионы сейчас становятся привлекательными для инвесторов, а также крупные холдинги выходят на общероссийский рынок. Например, по данным Международного Кадрового Агентства «Виват Персонал», за последний год в Нижнем Новгороде открыли филиалы и представительства более 70 московских и 30 западных компаний. Крупнейшие из них — IKEA, Auchan, OBI, Metro Cash&Carry, Raiffeisenbank, “Перекресток”.
Надо сказать, что работа по поиску команды для IPO достаточно сложна, и если специалистов по МСФО, PR-менеджеров и стратегов найти достаточно легко, то инвестиционного аналитика, IR-специалиста, Специалиста по корпоративным финансам и юриста – подобрать очень трудно. А поиск руководителя проекта IPO – титанический труд.
Но мало только привлечь специалистов – их нужно еще и удержать, так как работа в команде IPO очень напряженная, график ненормированный. Поэтому система мотивации обязательно должна включать в себя премии (не менее 50% ежеквартально в зависимости от выполнения плана), бонусы (например, дополнительные 3 дня к отпуску или дополнительный выходной в месяц), опционы и долгосрочные контракты. И тогда Ваша команда будет работать в полную силу.
Поэтому рост IPO в России можно объяснить тем, что компании становятся более защищенными, как юридически, так и финансово.
Автор: Екатерина Дианова, генеральный директор Международного Кадрового Агентства "Виват Персонал"
Источник: Международное Кадровое Агентство «Виват Персонал» wwwvivatpersonal.ru
http://credfin.mybb.ru/